Образ. программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ «Чинарская СОШ №2 имени М.М.Гусаева» разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования.
Программа
разработана членами рабочей группы по введению ФГОС СОО МБОУ «Чинарская СОШ №2
имени М.М.Гусаева»
Программа определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне среднего
общего образования. Программа направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их
социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья.
Целями реализации основной общеобразовательной
программы среднего общего образования являются:
– установок,
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
– становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности, неповторимости.
Программа соответствует основным
принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в
Законе Российской Федерации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от
21.12.2012г. Это:
– гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного
пространства, защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для
ее самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню
знаний и уровню обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной
общеобразовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
– обеспечение
соответствия основной общеобразовательной программы требованиям Стандарта;
– обеспечение
преемственности начального общего, среднего общего, среднего общего
образования;
– обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования, достижение
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы среднего
общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
– установление
требований к воспитанию и социализации обучающихся как части общеобразовательной
программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы,
обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения
каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не
только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности,
созданию необходимых условий для ее самореализации;
– обеспечение
эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного
процесса, взаимодействия всех его участников;
– взаимодействие
образовательного учреждения при реализации основной общеобразовательной
программы с социальными партнерами;
– выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов,
секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности. В том
числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных
учреждений дополнительного образования детей;
– организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательской деятельности;
– участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды, школьного
уклада;
– включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
города, района для приобретения опыта реального управления и действия;
– социальное
и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничестве с учреждениями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
– сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
ООП СОО опирается
на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических
принципов:
а) личностно ориентированные принципы (принцип
адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно ориентированные принципы (принцип
образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип
систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной
функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностно ориентированные принципы (принцип
обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от
совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности
ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
В
основе реализации основной общеобразовательной программы лежит
системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
- формирование готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
- активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
- построение
образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических,
физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
– формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и среднего результата
образования- развитие
на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
– признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
– учёт индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
– опору на базовые образовательные
технологии деятельностного типа:
·
технологию
продуктивного чтения;
·
проблемно-диалогическую
технологию;
·
технологию
оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
·
технологии
проектной и исследовательской деятельности;
·
ИКТ-технологии.
Основная
общеобразовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических
особенностей развития детей 16-18 лет, связанных:
– с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и
осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством
учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и
осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы
в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов,
становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный
познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное
осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации
учебного сотрудничества;
– с осуществлением на возрастном уровне (16-18лет)
благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса
в различные учебно-предметные области, качественного
преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки
обучающимися новых учебных задач к
развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной
перспективе;
– с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует
его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
– с овладением коммуникативными средствами и
способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
– с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной
исследовательской.
Юношеский этап развития (16-18 лет, 10-11классы) характеризуется:
– бурным, скачкообразным
характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок
многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и
отношений ребёнка, появлением у юноши значительных субъективных трудностей и
переживаний;
– стремлением юноши к общению и совместной деятельности со сверстниками;
– особой
чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
– процессом перехода от
детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного»,
«трудного» или «критического»;
– обострённой, в связи с возникновением чувства
взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном
этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
– сложными поведенческими
проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их
взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом
(нормативный кризис с его кульминационной точкой юношеского кризиса
независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и
протеста);
– изменением социальной
ситуации развития – ростом информационных перегрузок и изменением характера и
способа общения и социальных взаимодействий - объёмы и способы получения информации (СМИ,
телевидение, Интернет).
Учёт особенностей юношеского возраста,
успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы,
качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик
обучения.
Объективно необходимое
для подготовки к будущей жизни юноши развитие его социальной взрослости требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания юноши в семье, смены прежнего типа отношений на новый.