Образ. программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная
программа основного общего
образования Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Чинарская 2 имени М. М. Гсаева»
разработана на основании:
- Федерального
Закона "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;
- положений Федерального государственного
образовательного стандарта
основного общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»);
- Устава МБОУ «Чинарская СОШ №2
имени М.М.Гусаева»
1.1.1.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы
основного общего образования
Целями
реализации основной образовательной программы основного общего
образования являются:
· Достижение выпускниками
планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· становление
и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при
разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной
программы основного общего образования предусматривает решение следующих
основных задач:
·
обеспечение соответствия основной образовательной
программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО);
·
обеспечение преемственности начального общего, основного
общего, среднего общего образования;
·
обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в
том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
·
установление требований к воспитанию и социализации
обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению
воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий
для ее самореализации;
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных
форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
·
взаимодействие образовательной организации при реализации
основной образовательной программы с социальными партнерами;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в том
числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную
деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных
организаций дополнительного образования;
·
организацию интеллектуальных и творческих соревнований,
научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
·
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия;
·
социальное и учебно-исследовательское проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
·
сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.2.
Принципы и подходы к формированию образовательной
программы основного общего образования
Методологической основой ФГОС
является системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава;
·
формирование соответствующей целям общего образования
социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к
стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки
содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
·
ориентацию на достижение основного результата образования
– развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и
освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
·
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся;
·
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Основная образовательная
программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития
детей 11–15 лет, связанных:
· с
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых
только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от
способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели
к овладению этой учебной деятельностьюна уровне основной школы в единстве
мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление
которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней
позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск,
постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных
и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
· с
осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря
развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в
различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных
действий: моделирования, контроля и оценки и переходаот самостоятельной
постановки обучающимися новых учебных задач кразвитию способности
проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов
во временнóй перспективе;
· с
формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на
общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с
окружающим миром;
· с
овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и
сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях
обучающихся с учителем и сверстниками;
· с
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от
классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной
исследовательской.
Переход обучающегося в
основную школу совпадает спервым этапом подросткового развития - переходом
к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы),
характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором
центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является
возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не
ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией
подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы
поведения взрослых.
Второй этап
подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
· бурным,
скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей,
интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных
трудностей и переживаний;
· стремлением
подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
· особой
чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
· обостренной, в связи с возникновением
чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов
поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий
иубеждений, выработку принципов, моральное
развитие личности;т.е. моральным развитием личности;
· сложными
поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью
подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания,
сопротивления и протеста;
· изменением
социальной ситуации развития:ростом информационных перегрузок, характером
социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение,
Интернет).
Учет особенностей подросткового
возраста, успешность и своевременность формирования новообразований
познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной
позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса
и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое
для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует
и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи
воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.